My blood before me begs me open up my heart again (с)
Прыжок с парашютом
ПРЫЖКИ С ПАРАШЮТОМ И ЗДОРОВЬЕ
Лицам со слабым зрение необходимы контактные линзы или очки с ПЛАСТИКОВЫМИ стеклами, которые сзади можно закрепить обычной резинкой. Лицам с сильной близорукостью следует воздержаться от прыжков с парашютом.
Категорически запрещено прыгать с парашютом лицам, страдающим эпилепсией.
Запрещено прыгать с парашютом лицам, страдающим психическими заболеваниями.
Глухота или тугоухость высокой степени, острые и хронические заболевания среднего уха.
Сахарный диабет - противопоказание для прыжков с парашютом.
Если когда-нибудь у тебя была травма ног, костей таза, позвоночника, или есть иные заболевания опорно-двигательного аппарата – проконсультируйся у лечащего врача. При переломах ног нельзя прыгать с парашютом в течении года после полного срастания перелома.
При сердечно-сосудистых заболеваниях необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. К прыжкам с парашютом не допускаются лица с высоким артериальным давлением.
Допустимый вес для самостоятельных прыжков с парашютом не менее 45 кг и не более 95. Для прыжков с парашютом в тандеме верхнаяя граница веса - 130 кг.
Не рекомендуется прыгать при простуде и насморке. В этом случае прыжки с парашютом могут привести к повреждению носовых пазух и барабанных перепонок.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ
Кто отвечает за твою жизнь и здоровье во время прыжка с парашютом?
В первую очередь - ты сам!
Это первая заповедь парашютиста. Если ты прыгаешь самостоятельно, то в воздухе будешь один. Инструктор, выпускающие, пилот сделают все, чтобы твой прыжок был безопасным, но твое здоровье и жизнь - в твоих руках.
Что одеть на прыжки с парашютом
Плотную одежду с длинным рукавом и штанинами
В холодное время года - перчатки
Крайне желательна плотная обувь на толстой подошве, низких каблуках, крепко держащуая голеностоп. Если решили прыгать, к примеру, в кроссовках, то с собой взять два широких медицинских бинта для бинтования стоп перед прыжком.
ПРЫЖКИ С ПАРАШЮТОМ С ЧЕМ ПРЫГАЮТ ПЕРВОРАЗНИКИ?
ПАРАШЮТ ЗАПАСНОЙ З-5
Предназначен для спасения парашютиста при отказе основного парашюта.
Обеспечивает надежную работу в случае ненормальной работы парашютов типа Д-6 и Д-5 серии 2
отсутствие складывания купола парашюта при совместной работе с полностью наполненными куполам основного парашюта типа Д-5 серии 2 и Д-6;
минимально безопасную высоту применения с горизонтально летящего самолета на скорости полета не менее 120 км/ч при немедленном введении парашюта в действие - 100 м.
вертикальную скорость снижения при массе парашютиста с парашютами 120 кг - не более 7,5 м/с и при массе парашютиста с парашютами 140 кг - не более 8,5 м/с;
введение парашюта в действие правой или левой рукой (c)kukuruznik.com/
Полеты на дельтаплане в тандеме
Тандемные полеты на безмоторном дельтаплане большая редкость в силу технических, организационных и других проблем, которые нам удалось успешно решить. Полетать на дельтаплане в качестве пассажира, принять участие в этом захватывающем процессе, а тем более посмотреть (или сфотографироваться с друзьями на память) и может любой желающий, независимо от возраста и физической подготовки.
Дельтаплан-тандем позволяет брать возимых пассажиров весом до 85 кг. Возраст значения не имеет, подвесные системы рассчитаны как на самых маленьких «пилотов» от 7 лет, так и на высоких пассажиров ростом до 185 см.
В организации полетов принимают участие профессиональные инструктора, операторы и спортсмены, имеющие соответствующую квалификацию и допуски.
Безопасность полета целиком зависит от квалификации тандем-мастера, поэтому учтите что пилот летящий с Вами, не является экстремалом и не может им быть, он технично и безошибочно выполняет свою работу. Он может заложить несколько крутых разворотов по Вашей просьбе, только оценив все условия сопутствующие полету: высоту, ветер, скорость, Вашу реакцию на полет.
Полет в подарок
Отсутствие специальных требований к физической подготовке позволяет летать в тандеме людям любого возраста и образа жизни. В детстве или юношестве – стремление к полету возникает у всех, кто мечтает о чем-то большем. Благодаря дельта-тандему Вы можете сделать необычный подарок не только себе, но и своим близким на день рождения, праздник или по другому поводу - это будет достойный подарок и событие, которое оставит впечатления на долгое время.
Старт на дельтаплане с пассажиром
Старт происходит со стартовой тележки, которая после разгона остается на земле, посадка - по самолетному на колеса, установленные на дельтаплане. Всего пару лет назад из – за отсутствия тележек старт был сложен физически и требовал особых метеоусловий. Теперь все гораздо легче, пассажир и пилот занимают удобное полетное положение в подвеске и - можно стартовать.
Места полетов
За время подъема дельтаплана машина (буксировщик) успевает проехать от 2-ух до 5- ти км (в зависимости от погодных условий и заявленного времени). Поэтому места проведения полетов находится на некотором удалении от МОСКВЫ на расстоянии от 100 до 200 км (1,5 – 3ч езды на машине).
Место для проведения полетов как правило обладает следующими характеристиками:
1.Достаточно протяженная и мало насыщенная движением и препятствиями дорога ( в ближайшем Подмосковье таких крайне мало).
2.В силу аэрологических особенностей, место полетов способствовать парящим полетам (как правило это местность с холмистым рельефом, насыщенная поверхностями обращенными к солнцу).
3.Отсутствие авиатрасс (средняя высота парящего полета около 1500м).
4.Отсутствие запретных зон для полетов.
Если рассматривать Места проведения полетов в Московской области:
1.«Голдино» (район г. Михайлова М6).
2.«Серебряные пруды» (по трассе М6).
3.«Белоомут» (Луховицкий р-н, Рязанское направление).
Полет
Стандартная высота полета - 500 м, остальное (насколько долго и высоко можно улететь) зависит от метеоусловий и термической активности.
Время проведения полетов - обычно дневные и вечерние часы.
Во время старта, полета и посадки пилот свободно общается с пассажиром, по решению пилота паасажиру может быть предоставлена возможность порулить аппаратом.
При полетах выше 50м обязательно наличие запасного спасательного парашюта, поэтому не удивляйтесь если перед полетом инструктор проверяет его зачековку наряду с проверкой систем подвеса пилота и пассажира.
Запомните, чем выше- тем безопаснее!
Что можно, а что нельзя
На некоторые Ваши вопросы: что можно, а что нельзя делать в воздухе, куда смотреть или на что обратить внимание, мы можем ответить прямо сейчас:
Пилот может передать управление дельтапланом пассажиру (только предварительно оценив его реакцию на полет, метеоусловия и ).
Пассажир может сделать несколько кадров фотоаппаратом или снять видео с воздуха (видеотехника не должна быть большой и громоздкой и иметь возможность закрепления страховочным ремешком).
Пассажиру не нужно давать рекомендации относительно проведения полета, пытаться навязать свою точку зрения или пытаться управлять аппаратом, полет контролируется только инструктором.
В полете может быть отказано, если пассажир находиться в состоянии сильного алкогольного опьянения или возбужденном состоянии.
Когда полет откладывается
Полет в тандеме может быть отменен или перенесен на другое время только из-за неблагоприятных погодных условий, таких как:
Осадки (дождь, дождь со снегом).
Скорость ветра более 8 м/с.
Грозовая облачность. (с)www.flycenter.ru/deltaplan/tandem/i.shtml
Параплан или дельтаплан – что выбрать?
Сравнение характеристик и субъективных ощущений.
В этой статье мы попытаемся выявить объективные преимущества и недостатки обоих летательных аппаратов. Замечу, что мы летаем как на дельтаплане, так и на параплане, и отнюдь не призываем летать именно на чем-то одном. Каждый вид летательного аппарата имеет свою особенную прелесть, изюминку, недоступную другим. Но зачастую у обычных людей, которые "не в теме", создаются неверные представления и даже догмы относительно полетов на определенном летательном аппарате, и относительно полетов вообще.
Мы не зря выбрали параплан для сравнительного сопоставления с дельтапланом.Больше всего иллюзий у людей относительно дельтаплана. Нарастающая из года в год известность парапланов зачастую базируется на элементарной лучшей рекламной политике и тотальной коммерционализации полетов на параплане, что дает дополнительные ресурсы для популяризации. Но чем при этом дельтаплан хуже параплана как летательный аппарат? Хорошо подумав над этим, мы пришли к выводу, что ничем не хуже, а во многих аспектах даже значительно лучше. И хотя это по своей природе разные вещи, сравнение которых не всегда корректно, но все равно это "ближайшие" родственники, задача которых даровать ощущение полета и ничем не ограниченной свободы существования в трех измерениях.
Что лучше летает?
С точки зрения аэродинамики крыла и летных характеристик ответ на этот вопрос однозначен – дельтаплан. И чтобы не думали и не говорили на этот счет адепты парапланеризма, есть объективные доказательства, которые признают сами же парапланеристы. Аэродинамическое качество современных дельтапланов – 17-18, параплан – 8-9. И если вам скажут, что у параплана качество 12 – не верьте, ибо это это... как бы так сказать, чтобы никого не обидеть...не верно, и говорят это обычно с целью повысить продажи определенного производителя парапланов или от обычного незнания.
Аэродинамическое качество – это, говоря простым языком, способность пролететь N километров (к примеру, 17) с высоты 1000 м. То есть коэффициент, отражающий дальность планирования по отношению к израсходованной высоте. В целом, на ряду с полярой скоростей, это отражает совершенство аэродинамической конструкции как таковой (без учета мастерства пилота). В одинаковых погодных условиях дельтаплан летит дальше .
Дельтапланы летают значительно быстрее парапланов – максимальная скорость современного дельтаплана – 130 км/ч, параплан едва дотягивает до 65 км/ч и при этом становится весьма опасным - у него может подвернуться передняя кромка и крыло сложиться.
Поляра скоростей дельтаплана Aeros Combat L 13
Диапазон минимально возможных скоростей у них отличается не так сильно, как максимальные скорости. Спортивный дельтаплан может лететь минимум со скоростью 27 км/ч, спортивный параплан - 22 км/ч. При падении скорости менее этих значений происходит срыв потока с крыла. Дельтаплан в этом случае теряет управляемость и начинает разгоняться до тех пор, пока не наберет нужную скорость. Вмешательство пилота при этом не требуется и обычно на это уходит несколько секунд. С парапланом происходят более сложные эволюции - поскольку крыло параплана полностью гибкое, оно начинает складываться, но также пытается самостоятельно компенсировать недостающую скорость и ныряет вперед, пилоту под ноги, и если его вовремя не "поймать" притормозив купол , возникает целая серия опасных сложений. Обычно это также происходит очень быстро.
В среде далеких от аэродинамики людей бытует мнение , что парапланы лучше набирают высоту, потому что они легче. Нет, это не так. Способность набирать высоту зависит только от одного – от минимального снижения летательного аппарата, которое позволяет терять меньше высоты при наборе в восходящем потоке. В этом отношении дельтаплан также выигрывает у параплана. У современных дельтапланов минимальная скорость снижения = 0,7 м/с, у современных парапланов 0,9 м/с
Поляра скоростей параплана Gin Boomerang 4
Однако не следует забывать, что фактическая дальность маршрутных полетов и набранная высота (в том числе и скорость набора высоты) - прямое следствие мастерства пилота. В этом отношении показательно сравнение рекордов дальности и скорости ДП (дельтаплана) и ПП (параплана), как "эталонные" показатели лучших пилотов ДП и ПП.
Рекорд дальности на дельтаплане - 700 км.
Рекорд дальности на параплане - 423 км.
Средняя скорость на 200 км. маршруте "до цели с возвращением" ДП - 75 км/ч
Средняя скорость на 200 км. маршруте "до цели с возвращением" ПП - 34 км/ч
Эти цифры очень точно отражают соотношение (пропорции) летных характеристик (качество и скорость, в т.ч. качество на разных скоростях - поляру) дельтаплана и параплана.
Так в чем преимущество параплана перед дельтапланом в воздухе? По летным характеристикам, как это ни прискорбно для парапланеристов, – ни в чем. Параплан в воздухе по большинству важнейших параметров уступает дельтаплану. А планер, несмотря на то, что он намного тяжелее как параплана, так и дельтаплана, сильно превосходит по летным качествам их обоих. И попытки некоторых пара-пилотов доказать преимущество ПП в воздухе у дельтапланеристов вызывают улыбку, сродни улыбке планериста над ними обоими. Безусловно, у параплана есть некоторые преимущества, но эти преимущества проявляются отнюдь не в воздухе.
Что безопаснее?
Прежде всего, надо понимать, что безопасность зависит скорее не от вида летательного аппарата, а от самого пилота, от того, насколько он трезво оценивает свои возможности и возможности своего аппарата. Другой вопрос, какой вид ЛА предоставляет больше возможностей и у какого больший диапазон допустимых метеоусловий.
В виду того, что у дельтаплана, в отличие от параплана, жесткое крыло, которое не складывается в турбулентных условиях, дельтапланы более стабильны в воздухе и меньше подвержены воздействиям внешней среды, в частности турбулентности, всегда присутствующей в парящих полетах. Кроме того, дельтапланы быстрее летают, что увеличивает верхнюю планку ограничений на скорость ветра.
Парапланы имеют один существенный недостаток с точки зрения безопасности - у них полностью гибкое крыло (там нет ни одного жесткого элемента), что приводит к тому, что в условиях турбулентности крыло параплана складывается и дальше не летит, а падает. Но в оправдание современным парапланам надо заметить, что они умеют не только складываться, но и раскладываться в воздухе. То есть при умелых действиях (иногда и без них) пилот параплана может снова «разложить» крыло и продолжить полет. Но на это требуется запас высоты. Если высоты/времени недостаточно, то земля может оказаться раньше, чем пилот успеет разложить параплан, к тому же далеко не всегда и не все парапланы удается разложить полностью.
Нельзя сказать, что с дельтапланами можно делать в воздухе все что угодно. В конце концов, имея должное упорство, дельтаплан можно просто сломать в воздухе. Но для этого требуются настолько «суровые» условия и термоядерная турбулентность, что парапланы не летают в такую погоду в принципе.
Субъективно, многие люди больше предрасположены к параплану, который напоминает раскрывшийся парашют и создает иллюзию безопасности. Но параплан - не парашют, и это очень опасная иллюзия. Парапланерные производители работают над тем, чтобы уменьшить риск сложений крыла в воздухе и одновременно над увеличением скорости его "раскрытия" в случае, если это сложение произошло. Но основная проблема в том, что улучшение летных характеристик парапланов неизбежно приводит к уменьшению их безопасности. На этой тонкой грани и балансируют мужественные спортсмены парапланеристы.
Как на дельтаплане, так и на параплане пилот приземляется на ноги. То есть, подлетая к земле, пилот гасит скорость и "срывает" крыло. При этом скорость падает до 0 км/ч и пилот становится на ноги. Очень похоже на то, как вороны садятся на ветки деревьев.
Естественно, приближение земли наиболее критический момент на всех видах летательных аппаратов. Периодические грубые посадки на дельтаплане - это следствие ошибок в пилотировании, также как и преждевременный срыв параплана, который может привести к фатальному сложению на малой высоте и падению на спину. Единственное отличие здесь - это тот факт, что внешне внушающая страх жесткая конструкция дельтаплана при грубых посадках берет удар на себя, и разрушаясь, смягчает (амортизирует) падение. Поэтому иногда можно слышать внушительные "бахи" на посадке, но видеть совершенно здорового и невредимого пилота, выходящего из под дельтаплана.
Дельтаплан пугает многих жесткостью конструкции и скоростью. Но жесткость эта помогает ему быть стабильным в воздухе, а скорость дает дополнительный запас маневра в экстренных случаях. Улучшение летных характеристик в данном случае только положительно сказывается на безопасности, еще более увеличивая диапазон возможностей и стабильность крыла. В этих различных тенденциях в совершенствовании парапланов и дельтапланов кроется основное отличие по параметрам безопасности.
Но все же хочу повторить, что ни параплан, ни дельтаплан, не опасны сами по себе. Опасность только в переоценке своих возможностей, а это следствие неправильного обучения.
На видео демонстрация этого недостатка:
На чем проще и быстрее научиться?
Ответ на этот вопрос не однозначный. Первоначальный этап проще и быстрее на параплане, потому что он легче и его проще носить в горку при учебных полетах. Дальнейшее обучение проще и быстрее на дельтаплане, потому что дельтаплан, обладая большей стабильностью и предсказуемостью в воздухе, требует менее отточенного владения техникой пилотирования при полетах в более сложных условиях.
Субъективно, обучение на параплане кажется быстрее, потому что ученика практически сразу запускают с большой высоты, в то время как на дельтаплане высота наращивается постепенно, по мере закрепления моторных навыков и по мере привыкания к ней.
Ничего хорошо в подобном «экспресс-обучении» в парапланеризме нет, и это признают сами парапланеристы. Даже если человек фактически может приземлиться живым, когда его в первый же день выпускают с самого верха горы или затягивают на 150 м. на лебедке, все равно за столь короткий общий срок обучения человек не может в полной мере осознать поведение крыла и окружающего воздуха и быть готовым к правильным действиям в нештатной ситуации. На наш взгляд, это очень рискованно.
И что еще хуже – сам новоиспеченный пилот не отдает себе отчет в том, насколько он мало знает и умеет, что очень быстро приводит его к физическим или моральным травмам, если рядом нет более опытных товарищей. Причина же столь малых сроков обучения банальна – деньги. Во многих парапланерных школах обучение поставлено «на поток» и каждый лишний день для школы только дополнительные расходы за ту же цену.
В дельтапланерном спорте обучение более «монументально». Сразу «выпихивать» ученика с самого верха никто не будет. Все происходит поэтапно по мере закрепления навыков. Как правило, обучение проходит в дельтапланерном клубе или школе и когда человек проходит первоначальный курс, он вступает в клуб и фактически продолжает свое совершенствование под присмотром инструкторов и более опытных товарищей. К сожалению, это не всегда происходит в парапланеризме и очень часто (не всегда конечно) человек остается один на один с воздушной стихией не обладая необходимыми для выживания навыками и трезвостью мышления.
Почему-то многие считают, что учиться летать на дельтаплане это суперсложно и длится это годами. Это неправда. Сроки первоначального обучения вполне сопоставимы со сроками в парапланерных школах – 10-15 летных дней, в то время как на параплане – 5-7 дней. А лишняя неделя в этом случае скорее полезна, чем вредна. Куда торопиться? Лучше поучиться немного дольше, но летать потом увереннее.
Обучение на дельтаплане физически сложнее, потому что дельтаплан весит больше (26 кг. дельтаплан, и 10 кг. параплан). Но, во-первых, этот период длится не так долго, чтобы брать в расчет в «глобальном» жизненном плане при выборе вида летательного аппарата, во-вторых, для физически слабых людей (к примеру, для очень слабых девушек) можно просто найти себе помощника для переноски дельтаплана на эти 10-15 дней. К тому же фактическая масса, заносимая на горку не так сильно отличается, как летные характеристики самих ЛА (75+5+10 кг. - ПП и 75+5+26 кг. - ДП для средневесящего пилота), а при обучении на лебедке это практически не имеет значения.
Особенности обращения с парапланами и дельтапланами на земле.
С точки зрения удобства транспортировки и хранения параплан значительно выигрывает у дельтаплана. Он более компактен и легок. Вес спортивного параплана со всей необходимой экипировкой обычно не превышает 30 кг., в то время как аналогичная комплектация спортивного дельтаплана доходит до 50 кг. Соответственно, габариты ПП - 1,5 х 1,5 м., а минимальные габариты ДП 2,5 х 0,5 м. в "коротком", транспортировочном пакете, и 0,3 х 6 м. в длинном пакете.
При использовании общественного городского транспорта парапланы более мобильны. При наличии у пилота или у его друзей автомашины мобильность дельтаплана и параплана равны, потому что и то, и другое можно положить на верхний багажник машины и отвезти к месту полетов.
Принимая во внимание, что полеты не происходят в городской черте и добраться до места полетов на общественном транспорте проблематично как для дельтапланеристов,так и для парапланеристов, компактность парапланов зачастую является довольноиллюзорным преимуществом.
Обычно на старт можно заехать на машине. В некоторых случаях, туда можно добраться только на машине, потому что подниматься пешком на высоту, к примеру, 1500 м. с парапланом или дельтапланом очень проблематично.
Мобильность слишком условное и относительное понятие, чтобы сказать определенно, но все же в комплексе параплан более мобилен за счет своей относительной компактности.
Еще одним немаловажным фактором является стоимость крыльев и накладные расходы на эксплуатацию. Стоимость дельтапланов варьируется от 400 до 4000 евро в зависимости от типа и производителя крыла. Парапланы чуть дешевле - от 300 до 3000 евро.
Плюсом параплана в данном случае является относительно меньшая стоимость крыльев спортивного уровня, но в тоже время, минусом является значительно меньший их ресурс. Если парус дельтаплана при бережном уходе может прослужить до 10 лет, то парапланы при аналогичной интенсивности эксплуатации служат всего 3 года. Это связано с тем, что для обеспечения легкости парапланов там применяются более легкие и соответственно менее долговечные ткани, которые под действием ультрафиолетового излучения солнца со временем теряют необходимую прочность.
На дельтапланах применяются более тяжелые и плотные ткани, ресурс которых многократно превосходит парапланерные ткани. Кроме того, парус дельтаплана это только треть его стоимости, а каркас и деталировка не устаревают, их можно только сломать. Поэтому при износе обшивки дельтаплана ее можно просто заменить на новую и продолжить летать на данном ДП. В то время как параплан необходимо менять полностью - он весь тряпичный.
Еще одним эксплуатационным минусом параплана является тот факт, что крыло постоянно касается земли и за счет этого изнашивается и пачкается. На дельтаплане нет такой проблемы. Но, естественно, при бережном обращении с парапланом этого эффекта можно в некоторой мере избежать.
Субъективные ощущения.
Приведем достаточно типичные впечатления дельтапланериста о парапланеристах. В роли "типичного" дельтапланериста выступает Владимир Леуськов:
"Мой восторг и восхищение мастерством парапланеристов не знает предела. Мой ум отказывается верить в возможность того, что они делают. С этой невесомой тряпочкой на ниточках они творят чудеса при перемещении по воздуху на огромные расстояния.
Меня поражает степень мастерства владения куполом, поскольку парапланеристы абсолютно беззащитны перед воздушной стихией природы. И еще более я восторгаюсь их мастерством, когда осознаю мужество парапланеристов и бесконечное трудолюбие при овладении методами выживания. Потому что все-таки они сумели выжить, раз стали мастерами такого уровня. А выживать им приходится очень часто по причине нестабильности купола. На моих глазах с парапланеристами постоянно происходят катаклизмы в различных метеоусловиях, и многие из них остаются целыми и невредимыми. Их мгновенная отточенная реакция приведения в действие запасного парашюта поражает воображение. Кружась с ними в одном потоке, я даже не успеваю понять, что произошло, а они уже спускаются на запаске. Это тем более впечатляет, поскольку мне страшна даже сама мысль о том, что когда-нибудь и мне придется спасаться таким образом.
Я восхищаюсь их мастерством предвидеть опасные для себя воздушные условия при осознании своей уязвимости тогда, когда мне эта их уязвимость не доступна для понимания. Мастерский уровень парапланериста ни в какое сравнение не идет с любым уровнем подготовки дельтапланериста – он на порядок выше".
Вот еще субъективные впечатления о преимуществах параплана одного из инструкторов:
"Не смотря на постоянную критику параплана как летательного аппарата с низкими возможностями, и низким уровнем безопасности мы все-таки рекомендуем параплан для людей, которые по своим возможностям, почему-либо не могут летать на дельтаплане. При правильном и грамотном подходе параплан позволяет с достаточным уровнем безопасности отрываться от земли и совершать маршрутные полёты на небольшие расстояния.
Параплан лучше подходит людям с ослабленным зрением, так как имеет значительно меньшие скорости полёта, и пилот может иметь больше времени на реакцию, увидев препятствие на близком расстоянии. Правда, при этом стоит заметить, что при меньшем, чем у дельтаплана запасе манёвренности и аэродинамического качества уйти от препятствия может оказаться сложнее.
Для тех, кто хочет иметь хоть какую-то возможность преодолеть земное тяготение, параплан представляет шанс. Он даёт возможность достаточно долго повисеть между небом и землёй в слабоветренную погоду, выполняя неспешные перемещения в динамике. При этом остаётся возможность набора высоты в термическом потоке и улёта по ветру.
Если недостаток времени не даёт вам возможности выделить 15-20 минут на сборку и разборку дельтаплана, лёгкая и компактная конструкция параплана без жёстких элементов каркаса приводит к возможности быстрого и компактного складывания параплана, как на земле, так и в воздухе.
После описания всех преимуществ параплана справедливости ради необходимо отметить, что полёты на параплане требуют большей грамотности и осмотрительности и более тщательной предполётной подготовки. Особенно это относится к анализу погодных условий и возможностей развития погоды в течение лётного дня. Так же требуется более тщательная, чем для дельтаплана, оценка микрометеорологии местности в районе старта и посадки. Это делает необходимым проведение более углублённого теоретического курса и усиленной тренажной подготовки, которая обеспечивается только в серьёзных парапланерных клубах и школах.
Приобретение первого параплана, из числа бывших в употреблении, может оказаться более лёгкой задачей, а главное существенно дешевле, так как опытные парапланеристы стремятся через год-два эксплуатации перепродать свой купол. Это обусловлено тем, что изготовленный из лёгких и тонких тканей параплан за первый год эксплуатации существенно теряет пропитку, а следовательно, и несущие способности и уже не удовлетворяет спортсмена, но сохраняет возможность быть использованным в качестве учебного ещё пару лет. После чего его, увы, можно только выкинуть"
Плюсы и минусы тезисно
Философское послесловие
Конечно, вы можете сказать, что мы дельтапланеристы, поэтому «хвалим свое болото». Но не стоит забывать, что мы также летаем и на парапланах. И задайтесь вопросом – почему мы предпочитаем летать на дельтаплане, умея и то, и другое. Еще спросите, как много парапланеристов умеют летать на дельтаплане – я думаю единицы, а вот 50% дельтапланеристов умеют летать также и на параплане, но делают это очень неохотно. Для того, чтобы рассуждать об обоих видах летательных аппаратов, нужно иметь представление и о том, и о другом. Спросите у своего инструктора-парапланериста, умеет ли он летать на дельтаплане, прежде чем выслушать все что он будет говорить про то, чего не знает, только ради того, чтобы удержать вас от полетов на дельтаплане. Хотя умный инструктор этого делать не будет.
Мы не хотим в чем-то ущемить параплан, наоборот, часто восхищаемся мужеству и мастерству этих людей, которые чтобы достичь того, что так просто дается нам, вынуждены проходить суровую школу выживания.
Ну и еще немножко эмоций. Что бы и как бы не говорили адепты парапланеризма, каких бы немыслимых усовершенствований парапланов они бы не обещали, ну не хотим мы летать сидя или вперед ногами. Это не естественно. Птицы летают вперед головой, широко расставив крылья.
Бессмысленно спорить что лучше. Потому что это разные вещи. Когда мы хотим летать «всерьез», далеко и быстро, мы летаем на дельтаплане. Когда хотим просто повисеть и освежиться в вечернем бризе у склона в спокойную мягкую погоду – летаем на параплане. Мы не призываем делать выбор. Наоборот, призываем расширить свои горизонты и уметь летать и на параплане, и на дельтаплане, и даже на планере.(c)www.hanggliding.ru/paraplan.html
КИРЖАЧ - КОНТАКТ
+7 (495) 462 20 00
Телефон АТСК "Стриж" (Московский)
+7 (4923) 72 30 33
Телефон аэродромной гостиницы ЛИК НИИПС. (Киржач)
+7 903 255 22 95
Телефон инструктора Лидии Ардасеновой
(e-mail: [email protected] [email protected] )
+7 905 546 58 36
Телефон инструктора Олега Ардасенова
(e-mail: [email protected] ICQ: 253080770)
+7 905 106 10 96
Телефон инструктора Вячеслава Степанюка
+7 909 955 55 22, +7 916 326 29 12
Телефон тандем-мастера Антона Ансимова
(e-mail: [email protected] ICQ: 230 812 821)
+7 905 750 94 10
Телефон тандем-мастера Александра Боева
(e-mail: [email protected] ICQ: 261 476 924)
+7 915 761 61 00
Телефон инструктора Валентина Прокопенко
+7 916 525 47 10, +7 985 768 90 66
Телефоны тандем-мастера Леонида Копельчука
ICQ:396533736
+7 903 002 04 38
Телефон тандем-мастера Андрея Кобылкина
(e-mail: [email protected] ICQ: 1918493)
+7 903 776 11 61, +7 916 413 60 30
Телефоны инструктора Сергея Фоменко
Аэродром с высоты птичьего полета
Цены на прыжки с парашютом
Прыжки для перворазников:
Прыжок с круглым десантным парашютом типа Д-6 и Д-10 — 1500 рублей
Прыжок в тандеме — 4100 рублей.
(Если вы хотите совершить тандем-прыжок в будни, пожалуйста, сначала свяжитесь с кем-нибудь из инструкторов - их телефоны есть в "Контактах")
Прыжок в тандеме с видеосъемкой – 5400 рублей.
Прыжок в тандеме с видеофотосъемкой – 6000 рублей.
Для совершивших не менее 2-х прыжков с Д-6:
Прыжок с парашютом типа "Лесник" - 2500 рублей.
Прыжки для спортсменов:
Для прыжков требуется книжка учета прыжков со всеми допусками, действующая справка ВЛК.
При прыжках на собственной системе требуется паспорт на систему с отметкой об укладке запаски и прохождении ТО.
Стоимость прыжка для спортсмена – 510 рублей.
Обучение по системе AFF (ускоренное обучение свободному падению):
Теория – 1600 рублей.
1 уровень – 4100 рублей.
2 уровень – 4540 рублей.
3 уровень – 4540 рублей.
4 уровень – 3520 рублей.
5 уровень – 3520 рублей.
6 уровень – 3520 рублей.
7 уровень – 3520 рублей.
Общая сумма – 33400 рублей.
Стоимость перепрыжки равна стоимости перепрыгиваемого уровня.
В цену прыжка входят: укладка и аренда парашютной системы, аренда шлема, высотомера, комбинезона.
Обучение по "классической" системе:
(Не менее 50 прыжков)
Каждый прыжок – 610 рублей.
Теория – 7000 рублей.
Дополнительные услуги:
Ежегодный членский взнос – 250 рублей.
Укладка основного парашюта – 100 рублей.
Аренда парашютной системы – 250 рублей.
Укладка запасного парашюта – 900 рублей.
Техосмотр парашютной системы – 150 рублей.
Монтаж парашютной системы – 3000 рублей.(c)parashut.ucoz.ru/forum/9-62-1
ПРЫЖКИ С ПАРАШЮТОМ И ЗДОРОВЬЕ
Лицам со слабым зрение необходимы контактные линзы или очки с ПЛАСТИКОВЫМИ стеклами, которые сзади можно закрепить обычной резинкой. Лицам с сильной близорукостью следует воздержаться от прыжков с парашютом.
Категорически запрещено прыгать с парашютом лицам, страдающим эпилепсией.
Запрещено прыгать с парашютом лицам, страдающим психическими заболеваниями.
Глухота или тугоухость высокой степени, острые и хронические заболевания среднего уха.
Сахарный диабет - противопоказание для прыжков с парашютом.
Если когда-нибудь у тебя была травма ног, костей таза, позвоночника, или есть иные заболевания опорно-двигательного аппарата – проконсультируйся у лечащего врача. При переломах ног нельзя прыгать с парашютом в течении года после полного срастания перелома.
При сердечно-сосудистых заболеваниях необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. К прыжкам с парашютом не допускаются лица с высоким артериальным давлением.
Допустимый вес для самостоятельных прыжков с парашютом не менее 45 кг и не более 95. Для прыжков с парашютом в тандеме верхнаяя граница веса - 130 кг.
Не рекомендуется прыгать при простуде и насморке. В этом случае прыжки с парашютом могут привести к повреждению носовых пазух и барабанных перепонок.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ
Кто отвечает за твою жизнь и здоровье во время прыжка с парашютом?
В первую очередь - ты сам!
Это первая заповедь парашютиста. Если ты прыгаешь самостоятельно, то в воздухе будешь один. Инструктор, выпускающие, пилот сделают все, чтобы твой прыжок был безопасным, но твое здоровье и жизнь - в твоих руках.
Что одеть на прыжки с парашютом
Плотную одежду с длинным рукавом и штанинами
В холодное время года - перчатки
Крайне желательна плотная обувь на толстой подошве, низких каблуках, крепко держащуая голеностоп. Если решили прыгать, к примеру, в кроссовках, то с собой взять два широких медицинских бинта для бинтования стоп перед прыжком.
ПРЫЖКИ С ПАРАШЮТОМ С ЧЕМ ПРЫГАЮТ ПЕРВОРАЗНИКИ?
Перворазники используют для прыжков с парашютом круглые десантные купола купола. Парашюты разрабатывались в расчете на массовость применения и защиты парашютиста от его собственных ошибок. ДЕСАНТНЫЙ ПАРАШЮТ Д-6 серии 4" Предназначена для выполнения одиночных учебных и боевых прыжков с парашютом, а также групповых прыжков с парашютом из любых военно-транспортных самолетов и вертолетов. Система вводится в действие прибором или звеном ручного раскрытия. Купол парашюта круглой формы площадью 83 м2 обеспечивает вертикальную скорость снижения не более 5 м/с при общей полетной массе парашютиста 120 кг. |
УЧЕБНЫЙ ПАРАШЮТ Д-1-5Упредназначен для выполнения тренировочных прыжков с парашютом. При общей массе парашюта и парашютиста 120 кг конструкция парашюта обеспечивает: минимальную высоту прыжка из горизонтально летящего самолета на скорости полета 180 км/ч при немедленном введении парашюта в действие - 150 м; среднюю вертикальную скорость снижения, - 5,1 м/с; устойчивость при снижении; управление парашютом при помощи двух строп управления; разворот купола и горизонтальное перемещение парашютиста в процессе снижения, причем разворот купола на 360 в любую сторону за время не более 18 с при натяжении одной стропы управления и горизонтальное перемещение парашюта вперед со средней скоростью 2,47 м/с; |
ПАРАШЮТ ЗАПАСНОЙ З-5
Предназначен для спасения парашютиста при отказе основного парашюта.
Обеспечивает надежную работу в случае ненормальной работы парашютов типа Д-6 и Д-5 серии 2
отсутствие складывания купола парашюта при совместной работе с полностью наполненными куполам основного парашюта типа Д-5 серии 2 и Д-6;
минимально безопасную высоту применения с горизонтально летящего самолета на скорости полета не менее 120 км/ч при немедленном введении парашюта в действие - 100 м.
вертикальную скорость снижения при массе парашютиста с парашютами 120 кг - не более 7,5 м/с и при массе парашютиста с парашютами 140 кг - не более 8,5 м/с;
введение парашюта в действие правой или левой рукой (c)kukuruznik.com/
Полеты на дельтаплане в тандеме
Тандемные полеты на безмоторном дельтаплане большая редкость в силу технических, организационных и других проблем, которые нам удалось успешно решить. Полетать на дельтаплане в качестве пассажира, принять участие в этом захватывающем процессе, а тем более посмотреть (или сфотографироваться с друзьями на память) и может любой желающий, независимо от возраста и физической подготовки.
Дельтаплан-тандем позволяет брать возимых пассажиров весом до 85 кг. Возраст значения не имеет, подвесные системы рассчитаны как на самых маленьких «пилотов» от 7 лет, так и на высоких пассажиров ростом до 185 см.
В организации полетов принимают участие профессиональные инструктора, операторы и спортсмены, имеющие соответствующую квалификацию и допуски.
Безопасность полета целиком зависит от квалификации тандем-мастера, поэтому учтите что пилот летящий с Вами, не является экстремалом и не может им быть, он технично и безошибочно выполняет свою работу. Он может заложить несколько крутых разворотов по Вашей просьбе, только оценив все условия сопутствующие полету: высоту, ветер, скорость, Вашу реакцию на полет.
Полет в подарок
Отсутствие специальных требований к физической подготовке позволяет летать в тандеме людям любого возраста и образа жизни. В детстве или юношестве – стремление к полету возникает у всех, кто мечтает о чем-то большем. Благодаря дельта-тандему Вы можете сделать необычный подарок не только себе, но и своим близким на день рождения, праздник или по другому поводу - это будет достойный подарок и событие, которое оставит впечатления на долгое время.
Старт на дельтаплане с пассажиром
Старт происходит со стартовой тележки, которая после разгона остается на земле, посадка - по самолетному на колеса, установленные на дельтаплане. Всего пару лет назад из – за отсутствия тележек старт был сложен физически и требовал особых метеоусловий. Теперь все гораздо легче, пассажир и пилот занимают удобное полетное положение в подвеске и - можно стартовать.
Места полетов
За время подъема дельтаплана машина (буксировщик) успевает проехать от 2-ух до 5- ти км (в зависимости от погодных условий и заявленного времени). Поэтому места проведения полетов находится на некотором удалении от МОСКВЫ на расстоянии от 100 до 200 км (1,5 – 3ч езды на машине).
Место для проведения полетов как правило обладает следующими характеристиками:
1.Достаточно протяженная и мало насыщенная движением и препятствиями дорога ( в ближайшем Подмосковье таких крайне мало).
2.В силу аэрологических особенностей, место полетов способствовать парящим полетам (как правило это местность с холмистым рельефом, насыщенная поверхностями обращенными к солнцу).
3.Отсутствие авиатрасс (средняя высота парящего полета около 1500м).
4.Отсутствие запретных зон для полетов.
Если рассматривать Места проведения полетов в Московской области:
1.«Голдино» (район г. Михайлова М6).
2.«Серебряные пруды» (по трассе М6).
3.«Белоомут» (Луховицкий р-н, Рязанское направление).
Полет
Стандартная высота полета - 500 м, остальное (насколько долго и высоко можно улететь) зависит от метеоусловий и термической активности.
Время проведения полетов - обычно дневные и вечерние часы.
Во время старта, полета и посадки пилот свободно общается с пассажиром, по решению пилота паасажиру может быть предоставлена возможность порулить аппаратом.
При полетах выше 50м обязательно наличие запасного спасательного парашюта, поэтому не удивляйтесь если перед полетом инструктор проверяет его зачековку наряду с проверкой систем подвеса пилота и пассажира.
Запомните, чем выше- тем безопаснее!
Что можно, а что нельзя
На некоторые Ваши вопросы: что можно, а что нельзя делать в воздухе, куда смотреть или на что обратить внимание, мы можем ответить прямо сейчас:
Пилот может передать управление дельтапланом пассажиру (только предварительно оценив его реакцию на полет, метеоусловия и ).
Пассажир может сделать несколько кадров фотоаппаратом или снять видео с воздуха (видеотехника не должна быть большой и громоздкой и иметь возможность закрепления страховочным ремешком).
Пассажиру не нужно давать рекомендации относительно проведения полета, пытаться навязать свою точку зрения или пытаться управлять аппаратом, полет контролируется только инструктором.
В полете может быть отказано, если пассажир находиться в состоянии сильного алкогольного опьянения или возбужденном состоянии.
Когда полет откладывается
Полет в тандеме может быть отменен или перенесен на другое время только из-за неблагоприятных погодных условий, таких как:
Осадки (дождь, дождь со снегом).
Скорость ветра более 8 м/с.
Грозовая облачность. (с)www.flycenter.ru/deltaplan/tandem/i.shtml
Параплан или дельтаплан – что выбрать?
Сравнение характеристик и субъективных ощущений.
В этой статье мы попытаемся выявить объективные преимущества и недостатки обоих летательных аппаратов. Замечу, что мы летаем как на дельтаплане, так и на параплане, и отнюдь не призываем летать именно на чем-то одном. Каждый вид летательного аппарата имеет свою особенную прелесть, изюминку, недоступную другим. Но зачастую у обычных людей, которые "не в теме", создаются неверные представления и даже догмы относительно полетов на определенном летательном аппарате, и относительно полетов вообще.
Мы не зря выбрали параплан для сравнительного сопоставления с дельтапланом.Больше всего иллюзий у людей относительно дельтаплана. Нарастающая из года в год известность парапланов зачастую базируется на элементарной лучшей рекламной политике и тотальной коммерционализации полетов на параплане, что дает дополнительные ресурсы для популяризации. Но чем при этом дельтаплан хуже параплана как летательный аппарат? Хорошо подумав над этим, мы пришли к выводу, что ничем не хуже, а во многих аспектах даже значительно лучше. И хотя это по своей природе разные вещи, сравнение которых не всегда корректно, но все равно это "ближайшие" родственники, задача которых даровать ощущение полета и ничем не ограниченной свободы существования в трех измерениях.
Что лучше летает?
С точки зрения аэродинамики крыла и летных характеристик ответ на этот вопрос однозначен – дельтаплан. И чтобы не думали и не говорили на этот счет адепты парапланеризма, есть объективные доказательства, которые признают сами же парапланеристы. Аэродинамическое качество современных дельтапланов – 17-18, параплан – 8-9. И если вам скажут, что у параплана качество 12 – не верьте, ибо это это... как бы так сказать, чтобы никого не обидеть...не верно, и говорят это обычно с целью повысить продажи определенного производителя парапланов или от обычного незнания.
Аэродинамическое качество – это, говоря простым языком, способность пролететь N километров (к примеру, 17) с высоты 1000 м. То есть коэффициент, отражающий дальность планирования по отношению к израсходованной высоте. В целом, на ряду с полярой скоростей, это отражает совершенство аэродинамической конструкции как таковой (без учета мастерства пилота). В одинаковых погодных условиях дельтаплан летит дальше .
Дельтапланы летают значительно быстрее парапланов – максимальная скорость современного дельтаплана – 130 км/ч, параплан едва дотягивает до 65 км/ч и при этом становится весьма опасным - у него может подвернуться передняя кромка и крыло сложиться.
Поляра скоростей дельтаплана Aeros Combat L 13
Диапазон минимально возможных скоростей у них отличается не так сильно, как максимальные скорости. Спортивный дельтаплан может лететь минимум со скоростью 27 км/ч, спортивный параплан - 22 км/ч. При падении скорости менее этих значений происходит срыв потока с крыла. Дельтаплан в этом случае теряет управляемость и начинает разгоняться до тех пор, пока не наберет нужную скорость. Вмешательство пилота при этом не требуется и обычно на это уходит несколько секунд. С парапланом происходят более сложные эволюции - поскольку крыло параплана полностью гибкое, оно начинает складываться, но также пытается самостоятельно компенсировать недостающую скорость и ныряет вперед, пилоту под ноги, и если его вовремя не "поймать" притормозив купол , возникает целая серия опасных сложений. Обычно это также происходит очень быстро.
В среде далеких от аэродинамики людей бытует мнение , что парапланы лучше набирают высоту, потому что они легче. Нет, это не так. Способность набирать высоту зависит только от одного – от минимального снижения летательного аппарата, которое позволяет терять меньше высоты при наборе в восходящем потоке. В этом отношении дельтаплан также выигрывает у параплана. У современных дельтапланов минимальная скорость снижения = 0,7 м/с, у современных парапланов 0,9 м/с
Поляра скоростей параплана Gin Boomerang 4
Однако не следует забывать, что фактическая дальность маршрутных полетов и набранная высота (в том числе и скорость набора высоты) - прямое следствие мастерства пилота. В этом отношении показательно сравнение рекордов дальности и скорости ДП (дельтаплана) и ПП (параплана), как "эталонные" показатели лучших пилотов ДП и ПП.
Рекорд дальности на дельтаплане - 700 км.
Рекорд дальности на параплане - 423 км.
Средняя скорость на 200 км. маршруте "до цели с возвращением" ДП - 75 км/ч
Средняя скорость на 200 км. маршруте "до цели с возвращением" ПП - 34 км/ч
Эти цифры очень точно отражают соотношение (пропорции) летных характеристик (качество и скорость, в т.ч. качество на разных скоростях - поляру) дельтаплана и параплана.
Так в чем преимущество параплана перед дельтапланом в воздухе? По летным характеристикам, как это ни прискорбно для парапланеристов, – ни в чем. Параплан в воздухе по большинству важнейших параметров уступает дельтаплану. А планер, несмотря на то, что он намного тяжелее как параплана, так и дельтаплана, сильно превосходит по летным качествам их обоих. И попытки некоторых пара-пилотов доказать преимущество ПП в воздухе у дельтапланеристов вызывают улыбку, сродни улыбке планериста над ними обоими. Безусловно, у параплана есть некоторые преимущества, но эти преимущества проявляются отнюдь не в воздухе.
Что безопаснее?
Прежде всего, надо понимать, что безопасность зависит скорее не от вида летательного аппарата, а от самого пилота, от того, насколько он трезво оценивает свои возможности и возможности своего аппарата. Другой вопрос, какой вид ЛА предоставляет больше возможностей и у какого больший диапазон допустимых метеоусловий.
В виду того, что у дельтаплана, в отличие от параплана, жесткое крыло, которое не складывается в турбулентных условиях, дельтапланы более стабильны в воздухе и меньше подвержены воздействиям внешней среды, в частности турбулентности, всегда присутствующей в парящих полетах. Кроме того, дельтапланы быстрее летают, что увеличивает верхнюю планку ограничений на скорость ветра.
Парапланы имеют один существенный недостаток с точки зрения безопасности - у них полностью гибкое крыло (там нет ни одного жесткого элемента), что приводит к тому, что в условиях турбулентности крыло параплана складывается и дальше не летит, а падает. Но в оправдание современным парапланам надо заметить, что они умеют не только складываться, но и раскладываться в воздухе. То есть при умелых действиях (иногда и без них) пилот параплана может снова «разложить» крыло и продолжить полет. Но на это требуется запас высоты. Если высоты/времени недостаточно, то земля может оказаться раньше, чем пилот успеет разложить параплан, к тому же далеко не всегда и не все парапланы удается разложить полностью.
Нельзя сказать, что с дельтапланами можно делать в воздухе все что угодно. В конце концов, имея должное упорство, дельтаплан можно просто сломать в воздухе. Но для этого требуются настолько «суровые» условия и термоядерная турбулентность, что парапланы не летают в такую погоду в принципе.
Субъективно, многие люди больше предрасположены к параплану, который напоминает раскрывшийся парашют и создает иллюзию безопасности. Но параплан - не парашют, и это очень опасная иллюзия. Парапланерные производители работают над тем, чтобы уменьшить риск сложений крыла в воздухе и одновременно над увеличением скорости его "раскрытия" в случае, если это сложение произошло. Но основная проблема в том, что улучшение летных характеристик парапланов неизбежно приводит к уменьшению их безопасности. На этой тонкой грани и балансируют мужественные спортсмены парапланеристы.
Как на дельтаплане, так и на параплане пилот приземляется на ноги. То есть, подлетая к земле, пилот гасит скорость и "срывает" крыло. При этом скорость падает до 0 км/ч и пилот становится на ноги. Очень похоже на то, как вороны садятся на ветки деревьев.
Естественно, приближение земли наиболее критический момент на всех видах летательных аппаратов. Периодические грубые посадки на дельтаплане - это следствие ошибок в пилотировании, также как и преждевременный срыв параплана, который может привести к фатальному сложению на малой высоте и падению на спину. Единственное отличие здесь - это тот факт, что внешне внушающая страх жесткая конструкция дельтаплана при грубых посадках берет удар на себя, и разрушаясь, смягчает (амортизирует) падение. Поэтому иногда можно слышать внушительные "бахи" на посадке, но видеть совершенно здорового и невредимого пилота, выходящего из под дельтаплана.
Дельтаплан пугает многих жесткостью конструкции и скоростью. Но жесткость эта помогает ему быть стабильным в воздухе, а скорость дает дополнительный запас маневра в экстренных случаях. Улучшение летных характеристик в данном случае только положительно сказывается на безопасности, еще более увеличивая диапазон возможностей и стабильность крыла. В этих различных тенденциях в совершенствовании парапланов и дельтапланов кроется основное отличие по параметрам безопасности.
Но все же хочу повторить, что ни параплан, ни дельтаплан, не опасны сами по себе. Опасность только в переоценке своих возможностей, а это следствие неправильного обучения.
На видео демонстрация этого недостатка:
На чем проще и быстрее научиться?
Ответ на этот вопрос не однозначный. Первоначальный этап проще и быстрее на параплане, потому что он легче и его проще носить в горку при учебных полетах. Дальнейшее обучение проще и быстрее на дельтаплане, потому что дельтаплан, обладая большей стабильностью и предсказуемостью в воздухе, требует менее отточенного владения техникой пилотирования при полетах в более сложных условиях.
Субъективно, обучение на параплане кажется быстрее, потому что ученика практически сразу запускают с большой высоты, в то время как на дельтаплане высота наращивается постепенно, по мере закрепления моторных навыков и по мере привыкания к ней.
Ничего хорошо в подобном «экспресс-обучении» в парапланеризме нет, и это признают сами парапланеристы. Даже если человек фактически может приземлиться живым, когда его в первый же день выпускают с самого верха горы или затягивают на 150 м. на лебедке, все равно за столь короткий общий срок обучения человек не может в полной мере осознать поведение крыла и окружающего воздуха и быть готовым к правильным действиям в нештатной ситуации. На наш взгляд, это очень рискованно.
И что еще хуже – сам новоиспеченный пилот не отдает себе отчет в том, насколько он мало знает и умеет, что очень быстро приводит его к физическим или моральным травмам, если рядом нет более опытных товарищей. Причина же столь малых сроков обучения банальна – деньги. Во многих парапланерных школах обучение поставлено «на поток» и каждый лишний день для школы только дополнительные расходы за ту же цену.
В дельтапланерном спорте обучение более «монументально». Сразу «выпихивать» ученика с самого верха никто не будет. Все происходит поэтапно по мере закрепления навыков. Как правило, обучение проходит в дельтапланерном клубе или школе и когда человек проходит первоначальный курс, он вступает в клуб и фактически продолжает свое совершенствование под присмотром инструкторов и более опытных товарищей. К сожалению, это не всегда происходит в парапланеризме и очень часто (не всегда конечно) человек остается один на один с воздушной стихией не обладая необходимыми для выживания навыками и трезвостью мышления.
Почему-то многие считают, что учиться летать на дельтаплане это суперсложно и длится это годами. Это неправда. Сроки первоначального обучения вполне сопоставимы со сроками в парапланерных школах – 10-15 летных дней, в то время как на параплане – 5-7 дней. А лишняя неделя в этом случае скорее полезна, чем вредна. Куда торопиться? Лучше поучиться немного дольше, но летать потом увереннее.
Обучение на дельтаплане физически сложнее, потому что дельтаплан весит больше (26 кг. дельтаплан, и 10 кг. параплан). Но, во-первых, этот период длится не так долго, чтобы брать в расчет в «глобальном» жизненном плане при выборе вида летательного аппарата, во-вторых, для физически слабых людей (к примеру, для очень слабых девушек) можно просто найти себе помощника для переноски дельтаплана на эти 10-15 дней. К тому же фактическая масса, заносимая на горку не так сильно отличается, как летные характеристики самих ЛА (75+5+10 кг. - ПП и 75+5+26 кг. - ДП для средневесящего пилота), а при обучении на лебедке это практически не имеет значения.
Особенности обращения с парапланами и дельтапланами на земле.
С точки зрения удобства транспортировки и хранения параплан значительно выигрывает у дельтаплана. Он более компактен и легок. Вес спортивного параплана со всей необходимой экипировкой обычно не превышает 30 кг., в то время как аналогичная комплектация спортивного дельтаплана доходит до 50 кг. Соответственно, габариты ПП - 1,5 х 1,5 м., а минимальные габариты ДП 2,5 х 0,5 м. в "коротком", транспортировочном пакете, и 0,3 х 6 м. в длинном пакете.
При использовании общественного городского транспорта парапланы более мобильны. При наличии у пилота или у его друзей автомашины мобильность дельтаплана и параплана равны, потому что и то, и другое можно положить на верхний багажник машины и отвезти к месту полетов.
Принимая во внимание, что полеты не происходят в городской черте и добраться до места полетов на общественном транспорте проблематично как для дельтапланеристов,так и для парапланеристов, компактность парапланов зачастую является довольноиллюзорным преимуществом.
Обычно на старт можно заехать на машине. В некоторых случаях, туда можно добраться только на машине, потому что подниматься пешком на высоту, к примеру, 1500 м. с парапланом или дельтапланом очень проблематично.
Мобильность слишком условное и относительное понятие, чтобы сказать определенно, но все же в комплексе параплан более мобилен за счет своей относительной компактности.
Еще одним немаловажным фактором является стоимость крыльев и накладные расходы на эксплуатацию. Стоимость дельтапланов варьируется от 400 до 4000 евро в зависимости от типа и производителя крыла. Парапланы чуть дешевле - от 300 до 3000 евро.
Плюсом параплана в данном случае является относительно меньшая стоимость крыльев спортивного уровня, но в тоже время, минусом является значительно меньший их ресурс. Если парус дельтаплана при бережном уходе может прослужить до 10 лет, то парапланы при аналогичной интенсивности эксплуатации служат всего 3 года. Это связано с тем, что для обеспечения легкости парапланов там применяются более легкие и соответственно менее долговечные ткани, которые под действием ультрафиолетового излучения солнца со временем теряют необходимую прочность.
На дельтапланах применяются более тяжелые и плотные ткани, ресурс которых многократно превосходит парапланерные ткани. Кроме того, парус дельтаплана это только треть его стоимости, а каркас и деталировка не устаревают, их можно только сломать. Поэтому при износе обшивки дельтаплана ее можно просто заменить на новую и продолжить летать на данном ДП. В то время как параплан необходимо менять полностью - он весь тряпичный.
Еще одним эксплуатационным минусом параплана является тот факт, что крыло постоянно касается земли и за счет этого изнашивается и пачкается. На дельтаплане нет такой проблемы. Но, естественно, при бережном обращении с парапланом этого эффекта можно в некоторой мере избежать.
Субъективные ощущения.
Приведем достаточно типичные впечатления дельтапланериста о парапланеристах. В роли "типичного" дельтапланериста выступает Владимир Леуськов:
"Мой восторг и восхищение мастерством парапланеристов не знает предела. Мой ум отказывается верить в возможность того, что они делают. С этой невесомой тряпочкой на ниточках они творят чудеса при перемещении по воздуху на огромные расстояния.
Меня поражает степень мастерства владения куполом, поскольку парапланеристы абсолютно беззащитны перед воздушной стихией природы. И еще более я восторгаюсь их мастерством, когда осознаю мужество парапланеристов и бесконечное трудолюбие при овладении методами выживания. Потому что все-таки они сумели выжить, раз стали мастерами такого уровня. А выживать им приходится очень часто по причине нестабильности купола. На моих глазах с парапланеристами постоянно происходят катаклизмы в различных метеоусловиях, и многие из них остаются целыми и невредимыми. Их мгновенная отточенная реакция приведения в действие запасного парашюта поражает воображение. Кружась с ними в одном потоке, я даже не успеваю понять, что произошло, а они уже спускаются на запаске. Это тем более впечатляет, поскольку мне страшна даже сама мысль о том, что когда-нибудь и мне придется спасаться таким образом.
Я восхищаюсь их мастерством предвидеть опасные для себя воздушные условия при осознании своей уязвимости тогда, когда мне эта их уязвимость не доступна для понимания. Мастерский уровень парапланериста ни в какое сравнение не идет с любым уровнем подготовки дельтапланериста – он на порядок выше".
Вот еще субъективные впечатления о преимуществах параплана одного из инструкторов:
"Не смотря на постоянную критику параплана как летательного аппарата с низкими возможностями, и низким уровнем безопасности мы все-таки рекомендуем параплан для людей, которые по своим возможностям, почему-либо не могут летать на дельтаплане. При правильном и грамотном подходе параплан позволяет с достаточным уровнем безопасности отрываться от земли и совершать маршрутные полёты на небольшие расстояния.
Параплан лучше подходит людям с ослабленным зрением, так как имеет значительно меньшие скорости полёта, и пилот может иметь больше времени на реакцию, увидев препятствие на близком расстоянии. Правда, при этом стоит заметить, что при меньшем, чем у дельтаплана запасе манёвренности и аэродинамического качества уйти от препятствия может оказаться сложнее.
Для тех, кто хочет иметь хоть какую-то возможность преодолеть земное тяготение, параплан представляет шанс. Он даёт возможность достаточно долго повисеть между небом и землёй в слабоветренную погоду, выполняя неспешные перемещения в динамике. При этом остаётся возможность набора высоты в термическом потоке и улёта по ветру.
Если недостаток времени не даёт вам возможности выделить 15-20 минут на сборку и разборку дельтаплана, лёгкая и компактная конструкция параплана без жёстких элементов каркаса приводит к возможности быстрого и компактного складывания параплана, как на земле, так и в воздухе.
После описания всех преимуществ параплана справедливости ради необходимо отметить, что полёты на параплане требуют большей грамотности и осмотрительности и более тщательной предполётной подготовки. Особенно это относится к анализу погодных условий и возможностей развития погоды в течение лётного дня. Так же требуется более тщательная, чем для дельтаплана, оценка микрометеорологии местности в районе старта и посадки. Это делает необходимым проведение более углублённого теоретического курса и усиленной тренажной подготовки, которая обеспечивается только в серьёзных парапланерных клубах и школах.
Приобретение первого параплана, из числа бывших в употреблении, может оказаться более лёгкой задачей, а главное существенно дешевле, так как опытные парапланеристы стремятся через год-два эксплуатации перепродать свой купол. Это обусловлено тем, что изготовленный из лёгких и тонких тканей параплан за первый год эксплуатации существенно теряет пропитку, а следовательно, и несущие способности и уже не удовлетворяет спортсмена, но сохраняет возможность быть использованным в качестве учебного ещё пару лет. После чего его, увы, можно только выкинуть"
Плюсы и минусы тезисно
Парапланы – минусы 1. Менее широкий спектр допустимых метеоусловий (на одну треть потенциально летных дней меньше) 2. Меньшие расстояния за короткий световой день (в полтора - два раза) 3. Меньшая скорость прохождения маршрута (в полтора - два раза) 4. Нестабильность поведения крыла в нестабильном воздухе (относительный травматизм на порядок больше) 5. В потенциально опасных аэродинамических условиях парапланерист должен срочно что-либо делать и чувствовать, что он делает, и хорошо знать, что он должен делать, то есть - быть очень "активным" (в хорошем смысле слова). 6. Сравнительно небольшой ресурс параплана. (2-3 сезона) Парапланы – плюсы 1. Меньший вес крыла с подвесной системой (Дельтаплан - 32 крыло +8 подвеска =40 кг)(Параплан - 10 крыло +10 подвеска = 20кг) 2. Меньше времени на подготовку к старту (Дельтаплан - 20минут)( Параплан - 10минут) 3. Меньшие транспортировочные габариты (6 м) (1,5х1,5) 4. Пониженные требования к мастерству пилота для посадок на ограниченные площадки 5. Неограниченное использование общественного транспорта (абсолютное преимущество) 6. Пониженные требования к мастерству пилота при старте с сильным боковым ветром на пологом склоне 7. Меньшая цена крыльев соревновательного уровня |
Дельтапланы – плюсы 1. Более широкий спектр допустимых метеоусловий (на одну треть потенциально летных дней больше) 2. Большие расстояния за короткий световой день (в полтора - два раза) 3. Большая скорость прохождения маршрута (в полтора - два раза) 4. Стабильность поведения крыла в нестабильном воздухе (абсолютное преимущество) (относительный травматизм на порядок меньше) 5. В потенциально опасных аэродинамических условия от пилота требуется минимум усилий для пассивного сохранения нейтрального положения относительно дельтаплана (абсолютное преимущество) 6. Сравнительно большой ресурс паруса дельтаплана при неизнашиваемом каркасе. Дельтапланы – минусы 1. Больший вес крыла с подвесной системой (Дельтаплан - 32 крыло +8 подвеска =40 кг)(Параплан - 10 крыло +10 подвеска = 20кг) 2. Больше времени на подготовку к старту (20 минут ДП и 10 минут ПП) 3. Большие транспортировочные габариты (6 м) (1,5х1,5) 4. Повышенные требования к мастерству пилота для посадок на ограниченные площадки 5. Ограниченное использование общественного транспорта 6. Повышенные требования к мастерству пилота при старте с сильным боковым ветром на пологом склоне 7. Большая цена крыльев соревновательного уровня |
Философское послесловие
Конечно, вы можете сказать, что мы дельтапланеристы, поэтому «хвалим свое болото». Но не стоит забывать, что мы также летаем и на парапланах. И задайтесь вопросом – почему мы предпочитаем летать на дельтаплане, умея и то, и другое. Еще спросите, как много парапланеристов умеют летать на дельтаплане – я думаю единицы, а вот 50% дельтапланеристов умеют летать также и на параплане, но делают это очень неохотно. Для того, чтобы рассуждать об обоих видах летательных аппаратов, нужно иметь представление и о том, и о другом. Спросите у своего инструктора-парапланериста, умеет ли он летать на дельтаплане, прежде чем выслушать все что он будет говорить про то, чего не знает, только ради того, чтобы удержать вас от полетов на дельтаплане. Хотя умный инструктор этого делать не будет.
Мы не хотим в чем-то ущемить параплан, наоборот, часто восхищаемся мужеству и мастерству этих людей, которые чтобы достичь того, что так просто дается нам, вынуждены проходить суровую школу выживания.
Ну и еще немножко эмоций. Что бы и как бы не говорили адепты парапланеризма, каких бы немыслимых усовершенствований парапланов они бы не обещали, ну не хотим мы летать сидя или вперед ногами. Это не естественно. Птицы летают вперед головой, широко расставив крылья.
Бессмысленно спорить что лучше. Потому что это разные вещи. Когда мы хотим летать «всерьез», далеко и быстро, мы летаем на дельтаплане. Когда хотим просто повисеть и освежиться в вечернем бризе у склона в спокойную мягкую погоду – летаем на параплане. Мы не призываем делать выбор. Наоборот, призываем расширить свои горизонты и уметь летать и на параплане, и на дельтаплане, и даже на планере.(c)www.hanggliding.ru/paraplan.html
КИРЖАЧ - КОНТАКТ
+7 (495) 462 20 00
Телефон АТСК "Стриж" (Московский)
+7 (4923) 72 30 33
Телефон аэродромной гостиницы ЛИК НИИПС. (Киржач)
+7 903 255 22 95
Телефон инструктора Лидии Ардасеновой
(e-mail: [email protected] [email protected] )
+7 905 546 58 36
Телефон инструктора Олега Ардасенова
(e-mail: [email protected] ICQ: 253080770)
+7 905 106 10 96
Телефон инструктора Вячеслава Степанюка
+7 909 955 55 22, +7 916 326 29 12
Телефон тандем-мастера Антона Ансимова
(e-mail: [email protected] ICQ: 230 812 821)
+7 905 750 94 10
Телефон тандем-мастера Александра Боева
(e-mail: [email protected] ICQ: 261 476 924)
+7 915 761 61 00
Телефон инструктора Валентина Прокопенко
+7 916 525 47 10, +7 985 768 90 66
Телефоны тандем-мастера Леонида Копельчука
ICQ:396533736
+7 903 002 04 38
Телефон тандем-мастера Андрея Кобылкина
(e-mail: [email protected] ICQ: 1918493)
+7 903 776 11 61, +7 916 413 60 30
Телефоны инструктора Сергея Фоменко
Аэродром с высоты птичьего полета
Цены на прыжки с парашютом
Прыжки для перворазников:
Прыжок с круглым десантным парашютом типа Д-6 и Д-10 — 1500 рублей
Прыжок в тандеме — 4100 рублей.
(Если вы хотите совершить тандем-прыжок в будни, пожалуйста, сначала свяжитесь с кем-нибудь из инструкторов - их телефоны есть в "Контактах")
Прыжок в тандеме с видеосъемкой – 5400 рублей.
Прыжок в тандеме с видеофотосъемкой – 6000 рублей.
Для совершивших не менее 2-х прыжков с Д-6:
Прыжок с парашютом типа "Лесник" - 2500 рублей.
Прыжки для спортсменов:
Для прыжков требуется книжка учета прыжков со всеми допусками, действующая справка ВЛК.
При прыжках на собственной системе требуется паспорт на систему с отметкой об укладке запаски и прохождении ТО.
Стоимость прыжка для спортсмена – 510 рублей.
Обучение по системе AFF (ускоренное обучение свободному падению):
Теория – 1600 рублей.
1 уровень – 4100 рублей.
2 уровень – 4540 рублей.
3 уровень – 4540 рублей.
4 уровень – 3520 рублей.
5 уровень – 3520 рублей.
6 уровень – 3520 рублей.
7 уровень – 3520 рублей.
Общая сумма – 33400 рублей.
Стоимость перепрыжки равна стоимости перепрыгиваемого уровня.
В цену прыжка входят: укладка и аренда парашютной системы, аренда шлема, высотомера, комбинезона.
Обучение по "классической" системе:
(Не менее 50 прыжков)
Каждый прыжок – 610 рублей.
Теория – 7000 рублей.
Дополнительные услуги:
Ежегодный членский взнос – 250 рублей.
Укладка основного парашюта – 100 рублей.
Аренда парашютной системы – 250 рублей.
Укладка запасного парашюта – 900 рублей.
Техосмотр парашютной системы – 150 рублей.
Монтаж парашютной системы – 3000 рублей.(c)parashut.ucoz.ru/forum/9-62-1
@темы: Видео, Для памяти, Интересности